Пн-вс: 08:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Синдром аспергера у детей 3 лет

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Читайте также:  Геморрагический синдром при гриппе обусловлен

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Каждый ребенок имеет свой характер, темперамент и особенности поведения. Но иногда родители замечают, что их малыш совсем уж не похож на сверстников. Он не заводит друзей, ведет себя не так, как принято, выглядит отчужденным. При обращении к психиатру ему может быть поставлен диагноз «синдром аспергера». Какими симптомами он проявляется у детей?

Жизнь по особому сценарию: синдром «неуживчивости»

симптомы синдрома Аспергера у детей

Первые симптомы синдрома Аспергера у детей становятся заметными только в 2-3 года. До этого возраста родители и врачи не могут заподозрить у малыша такое расстройство. Причем по внешнему виду такие детки ничем не отличаются от своих сверстников. Обнаружить нарушение можно только при тесном длительном контакте. Его главные признаки – расстройство социальной коммуникации, воображения и взаимодействия. Такие дети не могут устраиваться в жизни и проявляют беспомощность в простых житейских ситуациях.

Как распознать проблему?

Признаки синдрома Аспергера у детей могут быть выражены очень резко или умеренно. Вот самые характерные проявления этого расстройства:

  • педантичность;
  • стремление к совершенству (перфекционизм);
  • трудности в общении. Необходимость вступать в вербальный контакт со взрослыми или детьми вызывает у ребенка сильную тревогу и растерянность;
  • непонимание чувств других людей;
  • погруженность в собственный мир;
  • неадекватные эмоции. Поведение, не соответствующее ситуации (например, ребенок начинает смеяться, когда остальные огорчены или расстроены);
  • зацикливание на одних и тех же мыслях;
  • непреодолимое стремление любое дело довести до конца;
  • огромный психологический дискомфорт, если меняется привычный распорядок жизни;
  • отсутствие друзей;
  • эмоциональная бедность. По лицу ребенка не поймешь, какие чувства он испытывает. Он четко выражает только гнев или неудовольствие;
  • непонимание юмора, критики;
  • буквальное понимание фразеологизмов или идиоматических выражений («водить за нос», «пятки сверкают»);
  • стандартное мышление, шаблонное поведение. Невозможность действовать сообразно обстоятельствам и менять планы в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • неуклюжие движения, плохая координация;
  • нежелание и невозможность установления зрительного контакта. Ребенок не смотрит в глаза собеседника;
  • полная концентрация внимания на мелочах;
  • повторение одних и тех же действий, слов или фраз несколько раз подряд;
  • ограниченные языковые навыки;
  • одержимость своим хобби;

одержимость своим хобби

  • неумение делиться радостью, достижениями или неприятностями с другими;
  • абсолютное равнодушие к интересам людей;
  • превосходная механическая память;
  • любовь к чтению как к процессу (без понимания содержания);
  • отсутствие навыков абстрактного мышления, воображения, фантазии;
  • тремор верхних конечностей;
  • расстройства сна;
  • депрессия, страх.

Читайте также:  Операция на сердце при синдроме марфана

Сложности диагностики и лечения

На сегодняшний день еще не разработано диагностических методов, которые помогли бы со 100 % точностью диагностировать такое нарушение. Нет и тестов, которые давали бы основание для определения этого расстройства. Поэтому психиатр выслушает жалобы родителей и будет наблюдать малыша долгое время. Он назначит и определенные нейропсихологические пробы.

С терапией этого расстройства тоже есть проблемы. Пока не разработано действенных методик лечения синдрома Аспергера. Цель медико-психологического воздействия состоит в том, чтобы сформировать и развить социальные навыки и научить ребенка общаться со своими сверстниками и взрослыми, то есть сделать его социально адаптированным. Проводится и медикаментозное лечение – назначаются нейролептики, стимуляторы. Чтобы малыш смог «вписаться» в общество, используется поведенческая терапия.

Читайте также:

  • Вегетососудистая дистония у детей
  • Нехватка воздуха: причины. Гипервентиляционный синдром

Родители должны следить, чтобы ребенок не «уходил» от внешнего мира, полностью погружаясь в свое увлечение. Целесообразно организовать дома определенный распорядок дня. При общении необходимо пользоваться простыми и понятными речевыми конструкциями, избегать длинных сложных предложений. С раннего детства надо разъяснять ребенку правила поведения в разных ситуациях и в общественных местах. А еще он должен чувствовать, что его очень любят таким, какой он есть.

Есть ли разница между аутизмом и синдромом Аспергера?

Часто возникает вопрос: синдром Каннера (аутизм) и синдром Аспергера – одно и то же? Эти расстройства возникают по причине функциональных нарушений в работе ГМ. Некоторые их симптомы совпадают, но это разные патологии, и главный отличительный фактор – сохранность интеллекта. Около 95 % детей с синдромом Аспергера более развиты в умственном плане, чем их одногодки, но имеют собственную линию поведения и по-другому воспринимают окружающий мир.

разница между аутизмом и синдромом Аспергера

Вот чем отличается аутист от ребенка с синдромом Аспергера:

  • умственная деятельность. Малыш, страдающий аутизмом, может производить впечатление умственно отсталого (хотя часто это не так). При синдроме Аспергера внешне обнаружить особенный тип мышления ребенка практически невозможно;
  • речь. Ребенок-аутист начинает говорить позже сверстников, его речевые способности скромны. Дети с синдромом Аспергера имеют хорошо структурированную речь, но она отличается особым ритмом;
  • поведение. Аутисты придумывают себе ритуалы и строго придерживаются избранной модели поведения, они всегда сосредоточены на чем-то одном. Ребенок, у которого обнаружено высокофункциональное расстройство, может заинтересоваться двумя объектами сразу. В какой-то сфере он разбирается досконально;
  • самообслуживание. Дети с синдромом Каннера поздно и с большими сложностями овладевают навыками самообслуживания, некоторые не способны обеспечить самостоятельный уход. У ребенка с синдромом Аспергера постепенно развиваются такие умения;
  • взаимодействие с окружающими. Поведение аутистов люди находят странным и неприятным. При синдроме Аспергера тоже возникают подобные проблемы, но они выражены не так ярко.

Читайте также:

  • Аутизм: признаки у взрослых и лечение
  • Психические заболевания: список и описание
  • Синдром внезапной смерти младенцев

Вылечить такое расстройство невозможно. Родители задумываются, что же будет с их ребенком дальше. Он просто станет взрослым с синдромом Аспергера. Это не болезнь, а врожденная особенность психики. Малыш вырастет и, возможно, достигнет невероятных успехов в какой-то сфере, оставаясь при этом «немножечко странным».

Ссылка на основную публикацию
Похожее